VoyForums
[ Show ]
Support VoyForums
[ Shrink ]
VoyForums Announcement: Programming and providing support for this service has been a labor of love since 1997. We are one of the few services online who values our users' privacy, and have never sold your information. We have even fought hard to defend your privacy in legal cases; however, we've done it with almost no financial support -- paying out of pocket to continue providing the service. Due to the issues imposed on us by advertisers, we also stopped hosting most ads on the forums many years ago. We hope you appreciate our efforts.

Show your support by donating any amount. (Note: We are still technically a for-profit company, so your contribution is not tax-deductible.) PayPal Acct: Feedback:

Donate to VoyForums (PayPal):

Login ] [ Main index ] [ Post a new message ] [ Search | Check update time ]


[ Next Thread | Previous Thread | Next Message | Previous Message ]

Date Posted: 06:28:31 06/17/01 Sun
Author: к
Author Host/IP: diup-225-174.inter.net.il / 213.8.225.174
Subject: Чеченские мотивы

Чеченские мотивы


Александр Лихтикман, «Время»

Наверное, ни у кого больше не осталось сомнений в том, что глава правительства по каким-то не совсем понятным причинам не заинтересован в нанесении сокрушительного ответного удара по палестинской автономии и инфраструктуре террора. Отговорки, касающиеся «мирового общественного мнения», после безответного теракта в Тель-Авиве вряд ли могут кого-либо убедить. Время откровенно затягивали, будто ожидая чего-то еще. В результате, как и требовалось, момент был упущен. Надо полагать, к обоюдной радости Шарона и Арафата.
Парадокс в том, что если бы теракт 1 июня был не столь ужасным, какая-то символическая реакция на него, наверняка, последовала бы. Разбомбили бы, как и прежде, пару-другую пустых строений, этим дело бы и кончилось. Но народ ждал от правительства не очередной имитации военных действий, а конкретных результатов. Люди уже поняли, что операции, проводимые ЦАХАЛом при Бараке и Шароне, преследовали сугубо пропагандистские цели, предназначенные для внутреннего пользования. Правительство, с одной стороны, демонстрировало народу, что броня крепка и танки наши быстры. С другой стороны, – как бы доказывало неэффективность военных мер. Например, после взрыва в Нетании, когда решено было для острастки разбомбить палестинских уголовников в шхемской тюрьме, для этой цели почему-то были задействованы самолеты F-16. Практической пользы от этого не было никакой. Но военные обозреватели в своих глубокомысленных отчетах с тех пор указывают, что «применение авиации не привело к прекращению террора». Действительно, не привело. То же можно сказать и о краткосрочном вторжении сухопутных сил в сектор Газы. Подобными «холостыми» акциями нас подводят к мысли о невозможности наведения порядка силами армии.
Идея не нова, все это мы ежедневно слышали во времена недоброй памяти Эхуда Барака. Первые полгода интифады правительственные пропагандисты и государственные СМИ без устали твердили, что бросающий камни или стреляющий араб – это не военная, а политическая проблема. И решать ее нужно соответственно не военным путем, а только за столом переговоров. Министры нынешнего правительства на словах утверждают обратное, но на деле проводят ту же политику умиротворения. С какой готовностью израильская сторона согласилась на возобновление сотрудничества в области безопасности! Как будто оно прервалось восемь месяцев назад по какой-то нелепой случайности. И вот уже снова, как ни в чем не бывало, говорят о третьем этапе передислокации и освобождении из израильских тюрем оставшихся палестинских заключенных. В число, которых, конечно же, будут включены и боевики, взятые в плен, в ходе недавних военных действий. Что мы получим взамен? Пустые обещания в устной и письменной форме. И, само собой, «терпимый минимум» террора.
Правительство вполне готово удовлетвориться более-менее соблюдаемым прекращением огня. Этим будет выполнено единственное четкое обещание, данное избирателям – не вести переговоров до тех пор, пока палестинцы стреляют. Еще совсем недавно это условие казалось невыполнимым, поэтому содержание переговоров мало кого интересовало. Точно также лет десять назад многие правые лидеры согласны были договариваться хоть с Арафатом, если тот осудит убийства мирных израильских граждан. Думали, что ничем не рискуют, что никогда этого не произойдет. Но пришло время, и Арафат, и Фейсал Хусейни, и Ханан Ашрауи и прочие террористы и их пособники сказали-таки все, что от них требовали израильские журналисты. Террор, правда, не прекратился, даже наоборот – усилился. Но его организаторы поняли правила игры и не скупятся на осуждения и соболезнования. Так может случиться и теперь. Если Арафат продемонстрирует власть (а это, безусловно, в его силах) переговоры возобновятся. Не важно, с какой точки. Ясно, что на повестке дня будет новое отступление.
Между тем, палестинская автономия угрожает безопасности Израиля, даже если нападения на солдат и поселенцев временно прекратятся. Сам факт наличия на территории Газы заводов по изготовлению мин, должен лишить покоя израильское правительство. Нужно было использовать любой повод, чтобы эти заводы уничтожить. Либо сделать это без повода, просто так. А потом уже, если очень хочется, – садиться за стол переговоров, чтобы закрепить статус-кво ничего не стоящей декларацией. Такой половинчатый выход предлагают правофланговые министры – Либерман, Зееви, Ландау. Не уничтожить властные структуры автономии, а поставить на место Арафата кого-то более покладистого. Другими словами – израильскую марионетку. Разногласия между ними и Шароном касаются тактики, но не стратегии. Самые «экстремистские» планы Либермана не простираются дальше 48-часовой военной операции, по окончании которой силы ЦАХАЛа вернутся к исходным рубежам.
Видимо, Шарон полагает, что уничтожение инфраструктуры террора окончательно подорвет авторитет Арафата. А заменить его на сегодняшний день некем. В автономии может начаться борьба за власть, наступит анархия, и Израилю придется установить военный контроль над зоной А на неопределенный срок. То есть, автономия расформируется, и мы вернемся в 1993 год. Казалось бы, для столь последовательного противника Ословских договоренностей, каким на протяжении многих лет являлся Шарон, подобное развитие событий не должно пугать. Напротив, к этому-то и нужно стремиться. Однако, политика правительства свидетельствует об обратном. Отсюда вывод: существование палестинской автономии настолько важно главе правительства, что он готов смириться с любыми нарушениями конвенции, с любыми терактами, лишь бы не допустить тотальной денонсации ословских договоренностей.
***
Попытаемся ответить на вопрос: для чего Ариэлю Шарону и его министрам нужна палестинская автономия? Может быть, они не верят в способность армии, навести порядок за 48 часов? Опасаются жертв с нашей стороны? Но ведь, жертвы и так, увы, есть. Что хуже всего – среди гражданского населения, детей. Или правительство опасается введения международных санкций против Израиля? Опять-таки, маловероятно. Минималистский вариант, предложенный Либерманом, не смотря на кажущийся «экстремизм», отнюдь не предусматривает прекращения политического процесса. Наоборот – открывает новые возможности, прокладывает дорогу «умеренным» палестинским лидерам. Правительство удерживают соображения идеологического характера? Не хотят навязывать свою волю другому народу? В моральные качества израильских политиков верится с трудом. Решать проблему занятости населения автономии за счет безопасности израильских граждан – куда более безнравственно. Что же остается?
На прошлой неделе произошло весьма любопытное событие. Кампания «Дор энергия» объявила о прекращении поставок в автономию горючего. Не было сделано исключение даже для гуманитарных нужд – больниц и т. д. Мотивировалось это вовсе не политическими соображениями, а исключительно неплатежеспособностью клиента. Если бы угроза кампании была выполнена, автономия оказалась бы в катастрофическом положении. Министр финансов Сильван Шалом намек понял и немедленно перевел требуемую сумму – 500 миллионов.
В соответствии с Парижскими договоренностями 1994-го года, Израиль и автономия были провозглашены единым экономическим пространством. Но в действительности все обстояло иначе. Если до Осло в Иудее, Самарии и Газе могли продавать свою продукцию любые израильские фирмы, то после создания автономии в каждой из отраслей появился свой всесильный монополист. Кроме «Дор энергии», ни одна израильская кампания не может завозить в автономию горючее. Палестинские полицейские просто не пропускали бензовозы конкурентов «Дор энергии» – фирмы «Педеско», дочерними предприятиями которой являются «Сонол», «Паз» и «Делек». С палестинской стороны торговлю бензином курирует советник Арафата Мухаммад Рашид. Именно на его счет в банке «Леуми» перечислялись выплаты возврата налога на добавленную стоимость с торговли горючим. Посредниками «бензинной» сделки с израильской стороны были преимущественно отставные генералы и сотрудники ШАБАКа. Например, бывший координатор израильской политики на «территориях» Шмуэль Горен.
Не смотря на вооруженную борьбу с автономией, наше правительство бесперебойно переводило возврат налогов на счета Арафата и Рашида в израильских банках. Речь идет о сотнях миллионов долларов, миллиардах. Часть этих денег уходила в автономию, часть – доставалась израильским поставщикам-монополистам. В данном конкретном случае – владельцам «Дор энергии». Но точно та же ситуация отмечается и в других отраслях торговли. Таким образом, становится ясно, кто кровно заинтересован в существовании автономии. Если режим Арафата рухнет и «территории» будут управляться, как прежде, военной администрацией, пакет Парижских соглашений потеряет актуальность, и на смену монополиям придет свободная торговля. (По крайней мере, на том уровне экономической свободы, какой мы имеем в пределах «зеленой черты»).
Для определенных кругов в Израиле палестинская автономия – курица, несущая золотые яйца. Кто же позволит ее зарезать для простого бульона? Критикуя Ословские соглашения, нужно смотреть в корень, не отвлекаясь на ненужные подробности, не попадаясь в расставленные капканы. Идеологические баталии, ведущиеся в израильском обществе вокруг палестинской проблемы, на самом деле, – не релевантны. Мы не о том спорим. И не с теми. С утра до вечера СМИ пичкают нас партийной политикой – кто что сказал, и что за этим кроется, кто настоящие правые и настоящие левые, в чем ошибся «Шалом-ахшав» и оказался прав «Гуш эмуним». Все это не важно. Идеология пост-сионизма и прочая дребедень, как была, так и осталась уделом ничтожного меньшинства. Просто ее использовали как ширму для гигантской аферы, приносящей единицам – баснословные прибыли, остальным же – горе и страдания.
Может ли Шарон положить конец преступлениям против собственного народа? Наверное, может. Хочет ли? Вот в чем вопрос.

(17/06/2001-11:51)

[ Next Thread | Previous Thread | Next Message | Previous Message ]

Post a message:
This forum requires an account to post.
[ Create Account ]
[ Login ]

Forum timezone: GMT-8
VF Version: 3.00b, ConfDB:
Before posting please read our privacy policy.
VoyForums(tm) is a Free Service from Voyager Info-Systems.
Copyright © 1998-2019 Voyager Info-Systems. All Rights Reserved.